Обсуждение в Государственной Думе изменений в законодательство о финансовом оздоровлении
В Комитете Государственной Думы по вопросам собственности 6 октября 2015 г. состоялось обсуждение подготовленного Минэкономразвития проекта федерального закона о внесении изменений в законодательство о банкротстве в части регулирования процедур наблюдения и финансового оздоровления.
Олег Анциферов в качестве участника обсуждения высказал следующие замечания в отношении положений законопроекта:
1. Недопустимость столь длительного срока финансового оздоровления (5 или 8 лет).
2. Недопустимость судейского усмотрения по вопросу введения финансового оздоровления в ситуации отсутствия согласия кредиторов на введение данной процедуры.
3. Недопустимость изменения существующей очерёдности удовлетворения требований кредиторов и введения «классов» кредиторов.
Предлагаемые законопроектом новеллы создают почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных бенефициаров и руководителей должника, заинтересованных в том, чтобы максимально длительный срок контролировать фактически неплатёжеспособного и неэффективного субъекта хозяйственной деятельности. Декларируемая разработчиками законопроекта цель сохранения предприятия на практике в большинстве случаев не будет достигаться, так как недобросовестные бенефициары и руководители должника в настоящее время используют процедуру наблюдения не для сохранения предприятия, а для вывода активов должника и искажения либо уничтожения финансовой отчётности. В настоящее время процедура наблюдения даёт возможность для таких действий, так как руководитель должника в период наблюдения не отстраняется от должности. Кредиторы же в настоящее время в период наблюдения не имеют возможности получать полную и достоверную информацию о деятельности должника, не могут оспаривать ранее совершённые сделки должника, не могут эффективно препятствовать совершению должником во вред кредиторам новых сделок.
Процедура финансового оздоровления в предложенном законопроектом виде даст возможность ещё более увеличить срок, в течение которого будут иметь место подобные злоупотребления.
С учётом изложенного, Олег Анциферов высказался в пользу кардинального изменения концепции законопроекта.
В новый законопроект, в то же время, должны войти положительные новеллы, содержащиеся в законопроекте, в частности, немедленное ведение судом процедуры конкурсного производства, а не процедуры наблюдения в случае непредоставления должником суду предусмотренных законодательством и/или затребованных судом документов при рассмотрении вопроса об обоснованности заявления о признании банкротом. При этом в законопроекте можно также предусмотреть, что суд обязан перейти к процедуре конкурсного производства и в любое время в период наблюдения, если руководителем должника не представлены затребованные судом документы. Имеющаяся в настоящее время практика наложения судами штрафов на руководителей должников в случае игнорирования ими требований судов о предоставлении документов является неэффективной и в большинстве случаев не приводит к выполнению этих требований со стороны руководителей.